История благочиния

ИСТОРИЯ БЛАГОЧИНИЯ

"Научиcь, Россия, веровать в Бога
 и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству.
Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры..
Восстань же русский человек! Перестаньте безумствовать!
Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам и России." 
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Дмитровское благочиние, как церковный округ Московской Епархии Русской Православной Церкви включает в себя древний русский город Дмитров  и часть Дмитровского района.dmitrov_vasnecov
Летописные сказания об основании Дмитрова за многовековую историю обросли легендами и домыслами, большинство из которых связывают основание города с рождением у князя Юрия Долгорукова одного из младших сыновей – Всеволода (в крещении Дмитрия). Знаменуя такое событие, князь, находившийся в это время  на реке Яхроме, ставит здесь город. Новгородская летопись 1154 года свидетельствует «…Тогоже лета родися Юрию сын Димирий бе бо тогда и на реце на Яхроме и со княгинею и заложи град во имя его и нарече Дмитров». В тоже время в более древних летописях нет упоминаний об основании Дмитрова. Так, в Летописце Переславля Суздальского рождение князя Всеволода относится к 1146 – 1147 году, при этом ничего не говорится об основании Дмитрова. Не вызывает сомнений  тот факт, что город основан князем Юрием Долгоруким  в середине XII-го века, но следует признать, что точная дата этого события и непосредственная связь с рождением Всеволода Юрьевича  скорее представляет собой историческое придание, чем достоверный факт.
Как показали археологические исследования, Дмитров возник на месте уже существовавшего поселения в среднем течении реки Яхрома и был небольшой крепостью, предназначенной для контроля одного из многочисленных путей из Верхневолжья в Суздальские земли. По данным исследований ученых и археологов древнейшая церковь Дмитрова была освещена в честь святого великомученика Димитрия Солунского, ставшего небесным покровителем города, его ангелом-хранителем. За свою многовековую история дмитровская земля испытала много разорений и невзгод. Дмитровские храмы, как и люди, пережили многое – сначала в 1238 году хан Батый сжег город, в 1293 году – хан Дюдень, в 1382 году – хан Тохтамыш, в 1408 году – хан Едитей. Убиты люди, сожжены дома, «храмы стояли пустыми, без пения».
Близость Троице-Сергиевой лавры во многом способствовало возрождению и развитию духовной жизни на Дмитровской земле. В 1361году ученик Сергия Радонежского Мефодий  закладывет обитель, которая стала впоследствии известным Николо-Пешношским монастырем. В 1472 году появляется Борисоглебский монастырь. В XVI-м веке в Дмитрове и его окрестностях разворачивается большой строительство – возводятся Никольский собор Николо-Пещношского монастыря, собор Бориса и Глеба  Борисоглебского монастыря, собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Медведевой пустыни, появляется главная святыня Дмитрова – Успенский собор, построенный на средства князя Юрия Ивановича в 1509-1533 годах с уникальными изразцовыми
рельефными иконами  «Распятие с предстоящими» и «Чудо святого Георгия о змие».

uspen_sobod_starina_1

В XVIII-м веке в Дмитрове деревянные церкви заменяются каменными.
Строятся приходские церкви: Введенская, Никитская, Ильинская, Васильевская, Пятницкая, Казанская, Троицкая (Тихвинская). Успенский собор Дмитрова становится кафедральным вновь созданной Переславской  Дмитровской епархии, земли которой простирались от Можайска на западе до Киржача на востоке. Епископы епархии носили титул Переяславских и Дмитровских. После упразднения Переяславской епархии, в мае 1788 года была учреждена Дмитровская епархия. С 1744 года по 1788 год Дмитровская епархия входила в состав Переславль-Залесской епархии, при этом Дмитровское викариатство было первым (старшим) Московским викариатством. Дмитровские епископы управляли Саввино-Сторожевским монастырем. С момента учреждения Дмитровской епархии в разные годы епиcкопами Дмитровскими были: Серапион (Александровский) (11 июня 1788 г. - 16 октября 1799 г.). При нем на средства прихожан построен новый деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Круглино, освящен 25 июня 1792 года. Серафим (Глаголевский) (25 декабря 1799 г.  – 29 января 1804 г.), Августин (Виноградский) (7 февраля 1804 г. – 19 февраля 1818 г.). Он знал греческий, латинский, еврейский и французский языки. За патриотические проповеди во время нашествия Наполеона его прозвали « златоустом двенадцатого года». Лаврентий (Бакшевский) (19 января 1819 г. – 26 октября 1820 г.), Афанасий (Телятев) (10 марта 1821 г. – 5 августа 1824 г.), Кирилл (Богословский-Платонов) (26 октября 1824 г. – 26 марта 1827 г.), Иннокентий (Сельнокринов) (23 мая 1827 г. – 28 марта 1831 г.), Николай (Соколов) (8 мая 1831 г. – 2 октября 1834 г.), Исидор (Никольский) (11 ноября 1834 – 5 июня 1837г.), Виталий (Щептев) (27 июня 1837 г. – 14 ноября 1842 г.), Иосиф (Богословский) (27 декабря 1842 г. – 20 ноября 1849 г.), Филофей (Успенский) (18 декабря 1849 г. – 19 августа 1853 г.), Алексий (Ржаницын) (20 сентября 1853 г. – 20 июля 1857 г.), Евгений (Сахаров-Платонов) (6 октября 1857 г. – 13 октября 1858 г.), Порфирий (Соколовский) (21 ноября 1858 г. – 21 марта 1859 г.), Леонид (Краснопевков) (26 апреля 1859 г. – 15 мая 1876 г.), Никодим (Белокуров) (17 июня 1876 г. – 14 октября 1877 г.), Игнатий (Рождественский) (17 декабря 1877 г. – 11 февраля 1878 г.), Амвросий (Ключарев) (6 апреля 1878 г.– 22 сентября 1882 г.), Алексий (Лавров-Платонов) (22 января 1883 г.- 9 марта 1885 г.), Мисаил (Крылов) (4 мая 1885 г. – 3 июня 1889 г.), Виссарион (Нечаев) (30 июля 1889 г. – 14 декабря 1891 г.), Александр (Светлаков) (11 января 1892 г. – 29 января 1894 г.), Нестор (Метаниев) (29 января 1894 г.– 8 июня 1901 г.), Трифон (Туркестанов) (1 июля 1901 г. – 2 июня 1916 г.). Автор акафиста «Слава Богу за все». Алексий (Кузнецов) (26 декабря 1916 г. – 20 марта 1917 г.), Иоасаф (Каллистов) (20 марта 1917 г. – 15 января 1918 г.), Священномученик Димитрий (Доброссердов) (15 января 1918 г. – 3 декабря 1919 г.), Священномученик  Серафим (Звездинский) (15 декабря 1919 г. - 12 декабря 1922 г.), Агапит (Борзаковский) (12 декабря 1922 г. – 25 мая 1924 г.), Амвросий (Смирнов) (25 апреля – 28 ноября 1928 г.), Питирим (Крылов) (17 марта 1931 – январь 1936 г.), Иоанн (Широков) (январь – 19 июля 1936 г.), Сергий (Воскресенский) (февраль 1936 г. – март 1941 г.), Иларий (Ильин) (5 марта – май 1944 г.), Виталий (Введенский) (1946 г. – 23 марта 1950 г.), Пимен (Извеков) (26 ноября 1957 г. – 16 марта 1961 г.), Киприан (Зернов) (14 ноября 1961 г. – 20 мая 1964 г.), Филарет (Денисенко) (22 декабря 1964 г. – 14 мая 1966 г.), Филарет (Вахромеев) (14 мая 1966 г. – 18 апреля 1973 г.), Владимир (Сабодан) (18 апреля 1973 г. – 16 июля 1982 г.), Александр (Тимофеев) (14 октября 1982 г. - 12 августа 1992 г.), Филарет (Карагодин) (12 августа 1992 г. – 17 июля 1995 г.), Иннокентий (Васильев) (17 июля 1995 г. - 11 октября 1996 г.), Александр (Агриков) (11 ноября 1834 г. – 5 июня 1837 г.), (с 2 сентября 2001 г. по 28 декабря 2011г.),   Феофилакт (Моисеев)  (с 28 декабря 2011г. по настоящее время). 
В России до середины XVIII века местный надзор над духовенством по отдельным округам, на которые делилась епархия, осуществляли наместники, заказчики, десятинники, поповские старосты. С эпохи императрицы Елизаветы Петровны прежние заказчики стали, как правило, именоваться благочинные, которые по примеру древней вселенской церкви заменили собою прежних десятинников и поповских старост. Уже в Духовном Регламенте 1719 года вменялось в обязанность епископу для тщательного и усиленного надзора учинить заказ по всем городам, чтобы "протопопы или нарочно определенные к тому благочинные, как духовные фискалы то все, т. е. относящееся к обязанностям епископа, насматривали и ему бы епископу доносили есть ли бы такое нечто, т. е. противное данному епископом обещанию, где проявилось, под виною извержения кто бы утаить похотел". После упразднения должности поповских старост в 1764 году священники, управляющие частями епархии, именуются только благочинными. Соответственно сами части епархии называются благочинными округами или благочиниями. Каков был состав Дмитровского благочиния  и какой  был состав причта Успенского кафедрального сбора в 16-17 веках достоверно неизвестно. Наиболее ранние сведения  содержатся только в Переписной книге 1646 года. Переписная книга 1677 года перечисляет двор протопопа (благочинного), двух священников  и дьякона. Такой состав причта стал традиционным и получил официальное утверждение в 1764 году при учреждении церковных штатов. По данным Переписных книг и Синодика Дмитровского Успенского собора в разное время Дмитровским церковным округом управляли:
Соборный протопоп Дмитрий Федоров (родился в1668 году).
Соборный протопоп Семеон Медведев.
Соборный протопоп Иван Григорьев (родился 1713 году).
Соборный протопоп Петр Наумов. Он постригся в монахи в 1768 году с именем Павел и состоял крестовым монахом при Переславском архиерейском доме.  С декабря 1778 года по ноябрь 1779 года находился в должности строителя Николо-Пешношского монастыря, после чего произведен в должность игумена дмитровского Борисоглебского монастытя. Будучи протоиереем Успенского собора «спосшествовал украшению оного отделкою нижнего яруса», то есть Димитриевской церкви».
Соборный протопоп Димитрий Васильев Парецкий (родился в 1733 году). Происходил из семьи священнослужителей. Окончил Троицкую семинарию и произведен к Успенскому собору   в протоиерея  епископом переславским Геннадием. При Димитрии Порецком, во многом благодаря его личной инициативе, произведен капитальный ремонт Успенского собора, построена каменная колокольня (1793 - 1797 г.г.), протоиерею Димитрию принадлежат первые работы по истории Успенского собора и составление текста памятной надписи об его обновлении в 1792 году.
Благочинный Иван Григорьев Верещагин (родился в 1751 году), произведен в священника переславским  епископом Феофилактом в 1785 году. В 1796 году дмитровским епископом Серапионом определен  благочинным  дмитровских городских церквей. Состоял в притче Успенского собора в 1822 году.
Благочинный Козма Иванов Колмогоров (родился в 1769 году), сын дьячка, окончил Троицкую семинарию, произведен в священника к дмитровской Ильинской церкви в 1794 году, а в 1977 году переведен к Успенскому собору. Произведен в сан протоиерея в 1811 году, с 1806 года являлся благочинным дмитровских церквей. Во время отечественной войны 1812 года находился в оккупированном французами Дмитрове, за что был награжден бронзовым крестом на владимирской ленте. В годы настоятельства протоиерея Козмы холодная Успенская церковь была украшена живописью (1813 - 1815г.г.), а вместо северной паперти собора построена Покровская церковь – один из первых в Московской губернии памятников победоносному окончанию войны 1812 года.
Благочинный Иоанн Федоров Березкин – родился в 1789 году, сын священника. После окончания Спасо-Вифанской семинарии в 1814 году поставлен священником Троицкой церкви г. Дмитрова. С 1824 года поставлен благочинным городских церквей, а с 1826 года стал присутствующим в Дмитровском духовном правлении. В 1836 году произведен в сан протоиерея епископом дмитровским Исидором. При протоиерее Иоанне проведены перестройка южной паперти собора, вместо которой возведены Митрофаньевская и Сергиевская церкви освященные в 1846 - 1848 г.г.
Благочинный Павел Федорович Богоявленский – произведен в сан протоиерея в 1874 году митрополитом Московским Иннокентием, в том же году утвержден на должность благочинного городских церквей. Скончался в 1886 году и погребен за алтарем Успенского собора
Благочинный Николай Алексеевич Рождественский – произведен из священников Успенского собора на место умершего протоиерея Павла (Богоявленского) в 1886 году, в этом же году утвержден благочинным дмитровских городских церквей. В следующем году возведен в сан протоиерея дмитровским епископом Мисаилом.

В первые годы Совтской власти, когда на церковь обрушались гонения, жизнь благочиния изменилась. Стали закрываться храмы, священники часто ценой свой жизни совершали свой милитвенный подвиг. В эти годы Дмитровское благочиние возглавил епископ Дмитровский Серафим (Звездинский). 25 января 1920 года, в день святой мученицы Татианы, владыка Серафим прибыл в Богом данный ему удел и прежде всего совершил благодарственный молебен. Три года, проведенные им в Дмитрове, остались для жителей города незабываемыми. Пламенная молитва, приобщение отпавших, взыскание заблудших, утешение старцев, воспитание подростков, непрестанное поучение словом Божиим — таким было его служение. Епископ Серафим, уже произнося проповедь перед исповедью, приводил к покаянию нераскаянных грешников, а на исповеди даже те, кто никому не мог открыться, открывали душу епископу, как сердобольному отцу. Владыка ежедневно совершал литургию, часто при закрытых дверях, в Казанской церкви. С ним служил иеродиакон Аристарх. Паству свою епископ Серафим окормлял усердно, знал каждый дом и, как отец, всем был доступен. У дверей его дома очередь скорбящих, притекающих за решением, возрастала с каждым днем. Часто, возвращаясь поздно, он, тем не менее, заезжал к своим чадам. Дмитровцы полюбили трогательное и вдохновенное служение владыки и старались не упустить возможность с ним молиться. После окончания службы они с пением молитв провожали его до самого дома. Вечерами после всенощной, в темноте, стоя на высоком крыльце, подолгу расставался епископ со своими чадами, продолжавшими пение акафиста. В годы служения в Дмитрове владыка учредил братство Животворящего Креста Господня, имевшее целью «в молитвенном единении почерпать духовные силы к созиданию своей жизни по заветам Господа нашего Иисуса Христа — служить Христу и во Христе и ради Христа ближнему». Сыновняя преданность Святой Православной Церкви и послушание всем ее узаконениям утверждались уставом как прямой долг братчиков. Особенно должны стараться братчики проводить в жизнь самую главную евангельскую заповедь: «Любите друг друга».

Уже в наше время Дмитровский церковный округ возглавляли благочинный протоиерей Стефан (Немеришин), благочинный  архимандрит Роман (Гаврилов), который служил на Дмитровской земле с 9 ноября 1995 г. по 7 октября 2005 г.  С 19 сентября 1997 г. по 7 октября 2005 г. он был настоятелем Успенского кафедрального собора города Дмитрова, а с 10 екабря 2004 года  назначается благочинным монастырей Московской епархии. Его старанинием и при активной поддержке администрации города стали активно восстанавливаться храмы благочиния, открылся Борисоглебский монастырь, в городе появились памятники страстотерпцам Борису и Глебу, священномученику Димитрию (Солунскому).  В 2006 году архимандрит Роман хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии.
29 декабря 2005 года  благочинным церквей Дмитровского округа и настоятелем Успенского собора Дмитрова назначается иеромонах Никон (Крючков).
С 8 ноября 2007 года Дмитровский церковный округ возглавляет благочинный протоиерей Афанасий (Чорногуз), который сегодня активно продолжает завещенное нам предками дело по  возрождению и укреплению Православия.
Из глубины веков дошли до нас святыни почитаемые и хранимые в Дмитровском благочинии. Чудом сохранились в Николо-Пешношском монастыре мощи преподобного Мефодия Пешношского, сохранилась икона Иоанна Предтечи, написанная с большой долей вероятности Андреем Рублевым. Подлинным чудом можно назвать Чудотворную икону Казанской Божией Матери и редкий в православной России придел Усекновения главы Иоанна Предтечи  в Казанском храме.

krest032

Одной из главных святынь Дмитровского благочиния – Животворящий Крест Господень. По преданию он приплыл в лето 1291 года против течения по реке Яхроме. Купающаяся в реке слепая девочка, осененная неземным светом, закричала и внезапно прозрела. Позже крест был перенесен в Успенский собор. На месте явления креста был вырыт колодец, по просьбам жителей крест часто вывозили в окрестные села для исцеления страждущих. Ежегодно совершались крестные ходы, один из которых запечатлел на своей картине «Древний Дмитров» А.М.Васнецов.
uspen_sobod_cccr_1

В тяжелыегоды безверия, наступившие после 1917 года, большинство храмов благочиния было разрушено и разграблено. В марте 1932 г. решением  Мособлисполкома в Дмитрове закрывается для верующих  Успенский собор, принимается решение о ликвидации его имущества. Неоскверненными остались только девять храмов – церковь во имя иконы Казанской Божией Матери в Подлипичье, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Заречье, Троицкий храм в селе Сысоево, Троицкий храм  в селе Турбичево, храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Орудьево, храм Михаила Архангела в Белом Расте, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в село Очево,  храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Ильино, церковь Вознесения Господня в селе Перемилово. Страдали и священники. Двадцать три священника Дмитровского благочиния Собором Русской Православной Церкви 2000 г. причислены к лику святых. Вот их имена – священномученик Павел (Фелицын), священномученик Александр (Соколов), священномученик Симеон (Кульгавец), священномученик Константин (Пятикрестовский), преподобномученик Нил (Тютюкин), преподобномученик Иоасаф (Шахов), священномученик Василий (Крылов), священномученик Серафим (Звездинский), преподобномученик Димитрий (Добросердов), священномученик Иона (Лазарев), священномученик Павел (Преображенский), священномученик Сергий (Розанов), священномученик Владимир (Писарев), преподобномученик Варлаам (Никольский), священномученик Владимир (Красновский),  . священномученик Сергий (Константинов), преподобномученик Аристарх (Заглодин-Кокорев), священномученик Алексий (Никатов), преподобномученик Герасим (Мочалов), священномученик Иаков (Соколов), преподобноисповедница Параскева (Матиешина), преподобномученик Николай (Салтыков), священномученик Николай (Крылов)mycheniki_ikona040 .

Проходят годы, изменяется общественно-политическое устройство страны, по Божьему промыслу церковь получила возможность открыто вести проповедь слова Божьего, восстанавливать храмы, издавать духовную литературу. Сегодня  Дмитровское благочиние живет полнокровной жизнью – восстанавливаются разрушенные храмы и строятся новые – сейчас  в Дмитровском церковном округе 50 храмов  и 8 часовен.

uspen_soborС приходом молодых энергичных священников жизнь многих приходов преобразилась. Почти при  всех храмах работают воскресные школы для детей и взрослых, священники благочиния активно работают с учебными учреждениями, больницами, школами, детскими садами. Ну и, конечно, центром духовной жизни благочиния является Успенский Кафедральный собор, который был  во все времена центром церковной жизни Дмитровского района. В советское время богослужения в соборе были прекращены и там размещался музей. Спустя десятилетия, в 1991 году, духовная жизнь собора возродилась, вновь стали проводиться богослужения, начались реставрационные работы. Сегодня собор полностью восстановлен во всей своей красоте. Богослужения совершаются каждый день, удивительны по красоте песнопения  соборного хора  под управлением Анастасии Чорногуз. В его составе певчие – воспитанники воскресной школы, алтарники собора, профессиональные музыканты, прихожане храма. Стараниями священнослужителей благочиния и  мирянами храмы все более и более благоукрашаются. Все делается для того, чтобы приходящие сюда люди сразу ощутили любовь и заботу о них, чтобы  прозревали и согревались души людей, объединенные  всепобеждающей силой веры Православной и  любовью к Богу.

 

Православный календарь

Наши партнеры

 Администрация Дмитровского
Муниципального района
Московской области

gerb_dmitrov

Вечерний Дмитров

v_dmJPG


Дмитровский Вестник
gerb_dmitrova

Музей-заповедник
"Дмитровский Кремль"
dm_kremlin


ДЦМБ
biblioteka_dm